Взлётная полоса частот
В 2004 г. я окончил автодорожный факультет ПГТУ по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Про взлётные полосы знаю всё (или, по крайней мере, много). Но, скорее всего, строить их не буду, меня привлекли другие полосы…
Вообще-то в автозвук я пришел через домашнее аудио, и мне казалось, что мобильных компонентов, способных сравниться с домашними, нет и быть не может. Взгляды изменились в конце 90-х и начале нового тысячелетия. В продаже стала появляться техника достойного уровня и для установки в автомобиль. В соответствии с возможностями того времени порадовал себя приобретением 2-канального усилителя «Блаупункт» и хорошей головки Nakamichi. Имея родительскую базу по изготовлении мебели, изобразил хороший корпус для саба и на первых официальных соревнованиях в Перми по автозвуку в 2002 г. (SPL) занял в самом популярном классе «двенашек» 2-е место. Невеликое дело, скажете вы. Но для меня это первое «серебро» привело к крутому виражу в сторону от взлётно-посадочной полосы.
Идея построить автозвуковую систему в «Оке» пришла после финала 2005 г. по версии SPL клуба в Казани. Отвлекаясь, выскажу собственное мнение по поводу этого мероприятия: на мой взгляд — полный бред проводить финал России по SPL сразу в трёх городах в режиме он-лайн. Ведь на результат оказывает существенное влияние атмосферное давление, влажность воздуха и площадка, на которой проходят состязание. Получив доступ к измерительному комплексу TermLab, эту зависимость мы определили однозначно.
Возвращаясь к теме. В 2005 г. победил участник, выступавший на «Оке», и понятно, почему: чем меньше объем кузова, тем меньше мощности потребуется, чтобы сжать воздух в салоне авто. Для того чтобы спор на будущих этапах шёл на равных, была приобретена новая «Ока», исключительно с целью превращения её в «боевую» машину. Все 100% работ по инсталляции осуществлял сам вместе с отцом, заложившим в нас (нас два брата) уважительное отношение и к музыке, и к технике. Причём не нравоучениями, а собственным примером, у отца в ВАЗ-21120 установлена очень неординарная система, привлекающая всеобщее внимание на автозвуковых соревнованиях. За основу басовой составляющей системы взял головку Eton Crag 12-1000. Задача была — не выходя за рамки приемлемой цены и не зацикливаясь на монстрах-авторитетах, показать приличный результат. С опытом построения систем экстремального уровня на Kicker SoloX (Андрей Ракин из Лысьвы с 151,1 дБ в классе «Супер Бас-2») я был знаком, но для себя решил положить этот козырь в рукав, до финала.
Сабвуфер Crag обладает всеми предпосылками для хорошего результата: высокий и эластичный подвес (гарантирует большой ход при максимально сохраненной площади диффузора), жесткий диффузор, огромный магнит и катушку диаметром 100 мм, которая сможет переварить очень приличную мощность. В результате работы с различными корпусами пришел к выводу, что кузов «Оки» обладает максимальным резонансом в диапазоне 60 — 62 Гц, поэтому корпус саба был настроен на 62 Гц, там где и резонанс салона. Правда, после долгой жизнедеятельности саба он размялся, и окончательно установились 60 Гц, при полоса частот остаётся «взлётной».
На усилителе Kicker KX2500.1 машинка стабильно показывала результат от 146 до 147 дБ. Но это — чистый спорт, а хотелось сделать машину, которая и по качеству звучания не заставит краснеть. Поэтому остальные, не влияющие на эспиэльный результат, компоненты аудиотракта старался взять не из худших и сделать всё как следует, а не на скорую руку. Головное устройство Clarion DXZ845MC располагается на центральной симметричной панели, изготовленной заново из стеклоткани и полиэфирной смолы, симметричная панель — дело очень хлопотное, но чемпионы по SQ доказали: важнейшее для корректного построения звуковой сцены. С головного устройства сигнал поступает на активный кроссовер Oris EC-230, который делит сигнал на мидбасы (подрезаны снизу на 50 Гц и сверху на 2 кГц) и высокочастотники (подрезаны снизу на 2 кГц). Уже отфильтрованный сигнал попадает на усилитель ArtSound PA75.4, обслуживающий четырьмя каналами все мидбасовые головки. Их в каждом канале целых четыре штуки, чтобы уж играло, так играло. Головки — 6-дюймовые ArtSound Aura Z6 попарно запараллелены, так что каждый из четырёх каналов усилителя работает на 2-омную нагрузку. Установлены мидбасы в дверях на кольцах-подиумах.
Отфильтрованный сигнал с частотами выше 2 кГц поступает на усилитель ArtSound PA75.2, он обслуживает двумя каналами все четыре высокочастотника Eton CX260, по два твитера с каждого борта. У этих пищалок низкая резонансная частота, что позволило выбрать и частоту раздела полос довольно низкой. В результате ВЧ-звено воспроизводит широкую полосу частот, что потом очень благоприятно сказалось на звуковой сцене. Номинальное сопротивление каждой пищалки 8 Ом, и, попарно запараллеленые, они образуют для каждого канала усилителя 4-омную нагрузку. Пищалки в кольцах из нержавейки установлены в приборной панели. Все фильтры у усилителей отключены. Полнодиапазонный сигнал с выхода сабвуфера головного устройства идет на басовый усилитель, в котором включен фильтр низких частот на 65 Гц и сабсоник на 25 Гц. Секции звуковой катушки сабвуфера (по 2 Ом каждая) включены в параллель, Kicker на такой импеданс работает нормально и отдаёт как раз столько, сколько мне надо. Вся акустика, в т.ч. сабвуфер, включена в фазе относительно друг друга, именно так мне звук понравился больше по всем параметрам. К этому пришел опытным путем, меняя фазировку разных компонентов. Вся проводка и «мелочи» использовалась фирмы Kicker и ArtSound. Силовая проводка включает отдельные провода (и плюсовые, и минусовые) к каждому усилителю, магнитоле и кроссоверу, причем самый крупный кабель — сечением 1/0AWG! Всю аппаратуру питает гелевый АКБ глубокого разряда Optima D34/78, поставленный взамен штатного. Конденсатор ArtSound AXC10VM емкостью 1 Ф обслуживает усилители ArtSound.
Система сделана «двухрежимной». Если на носу соревнования по SQ, делается коррекция настроек кроссовера, эквалайзера и прочих элементов системы. В частности (хотя какая тут частность: это самое важное), сабвуфер перемычками включается в 4-омный режим, часть щелевого порта затыкается, тем самым снижается частота настройки и выравнивается АЧХ). А на выступлениях по SPL все мибдасы, пищалки, кросс, конденсатор отключаются, разумеется, саб включается перемычками в 1-омный режим, а басовый усилитель поворачивается на раме, дабы не заслонять порт фазоинвертора. В результате работ получился громоподобный бас — опора мелодии и не менее громоподобный весь оставшийся звуковой диапазон, нисколько не в ущерб качеству звучания: доказательство тому — 3-е место в ЛАС и 2-е — в IASCA по SQ, а соревноваться пришлось с соперниками, на автомобилях, которых гораздо легче строить звуковую сцену и применявшими компоненты в разы дороже.
Первыми слушателями системы оказались практически все гаишники города, хотя город наш немаленький. Заметную машину норовили остановить блюстители дорожного порядка, где бы ни появился. Потом начинался осмотр, потом — «дай послушать», затем частично лишённый слуха инспектор возвращался к несению службы, а я продолжал движение. На всех соревнованиях, в которых принимал участие, машина вызывала ажиотажный интерес, когда система выходила на штатный режим, интерес к другим автомобилям опускался к нулевой отметке. Взлёт на «Оке» задал новый курс моему движению по жизни, я твёрдо решил: это — моё, и решил открыть в Перми отдел по продаже компонентов автомобильного звука. Так что в этой рубрике мы уже не увидимся, да и на соревнованиях, в которых я намерен продолжать участвовать, мне грозит статус профессионала. Ну, что поделаешь, чем-то приходится жертвовать. Но взлёт получился красивый, видно, полоса была построена правильно…
по материалам журнала Автозвук