Бас Клуб

Main Menu

  • Форум
  • Соревнования
  • ТИТАНАТ от БАСКЛУБА

Бас Клуб

Бас Клуб

  • Форум
  • Соревнования
  • ТИТАНАТ от БАСКЛУБА
  • Убийца Титаната — Тест Клемм

  • Причины выхода Сабвуферов и Акустики из строя

  • Новосибирск: Назло Рекордам

  • Четвертьволновой резонатор или просто ЧВ

  • Команда Страдивари — Громко, очень Громко

Теория Автозвука
Home›Теория Автозвука›Причины выхода Сабвуферов и Акустики из строя

Причины выхода Сабвуферов и Акустики из строя

Автор Nastradamus
03.01.2014
349
0

В рамках допустимых условий эксплуатации автомобильные сабвуферы и акустические системы будут радовать своим великолепным звучанием долгие годы: не только без выхода из строя, но и без существенного изменения характеристик. В конструкции автомобильной аудиотехники предприняты специальные меры для защиты от воздействия неблагоприятных факторов: влаги, пыли, ультрафиолетового излучения, сильного перепада температур окружающей среды. Однако несоблюдение условий эксплуатации, неграмотный подбор компонентов и ошибки в настройке аудиосистемы могут привести к повреждению динамиков. Повреждения сабвуферов или акустических систем (далее просто динамики), вызванные грубыми нарушениями условий эксплуатации, могут не покрываться гарантией. В частности, сгоревшая или оплавленная звуковая катушка динамика чаще всего служит свидетельством эксплуатации за рамками допустимых условий. В автомобильной аудиотехнике повреждение динамиков наблюдается чаще, чем в домашней, поскольку гораздо шире простор для выбора разных вариантов построения аудиосистемы, режимов ее работы и настройки. Ниже приводятся только базовые сведения по наиболее распространенным причинам выхода динамиков из строя.

Сабвуфер - Мотор с корзиной

Слишком мощный усилитель

Очевидно, что слишком мощный усилитель может привести к повреждению подключенных к нему динамиков (или АС). Однако в автомобильной аудиотехнике подобные повреждения практически всегда вызваны не мощностью усилителя так таковой, а неправильной регулировкой его входной чувствительности усилителя (gain). В отличие от домашних усилителей с фиксированным уровнем gain, в любом автомобильном усилителе есть регулировка gain. Например, усилитель с номинальной (RMS) мощностью, в 2 раза превышающей допустимую продолжительную мощность подключенных к нему динамиков, можно считать слишком мощным. Однако при условии правильной установки чувствительности gain такой усилитель будет не только совершенно безопасным для динамиков, но более того — выступает максимально надежным и отличным по качеству решением. Мощный усилитель с принудительно ограниченной чувствительностью всегда находится в стабильном режиме работы без искажений, без угрозы перегрузки (клиппинга) на пиках аудиосигнала. Для АС с паспортной допустимой продолжительной мощностью 80 Вт (и 160 Вт пиковой мощностью) один и тот же усилитель с номинальной мощностью 160 Вт на канал (например, 2 х 160 Вт) может выступать либо как верное средство сжечь или разрушить динамики, либо как надежный партнер для отличного звучания на долгие годы – и зависит это от выставленного на усилителе уровня чувствительности gain. Усилитель DC Audio 10k

Недостаточно мощный усилитель

Недостаточно мощный усилитель гораздо чаще приводит к выходу динамиков из строя, хоть это и неочевидно на первый взгляд. Причина вновь в уровне входной чувствительности усилителя gain. Если gain выставлен правильно, то с маломощным усилителем динамикам ничего не грозит. Но в этом случае малый запас мощности может привести к тому, что громкость звучания окажется меньше желаемой. Поэтому на практике слишком часто встречается слишком высокий уровень gain именно в маломощных усилителях. В таком случае усилитель входит в режим перегрузки (клиппинг), чрезвычайно опасный для динамиков. В режиме клиппинга усилитель номинальной мощностью 40 Вт может кратковременно выдавать втрое (!) большую мощность, причем спектр приходится на высокие частоты. Поэтому ВЧ-динамики выходят из строя намного чаще, чем НЧ/СЧ-динамики. Кроме того, у некоторых усилителей мощности блок питания устроен так, что в режиме клиппинга возможно появление постоянного тока на выходах усилителя – это вновь очень опасная для динамиков ситуация.

Особняком стоят встроенные усилители мощности штатных или покупных головных устройств. Они все принципиально маломощные, около 20 Вт номинальной мощности (RMS) на канал, хотя в паспортных данных принято указывать более высокие цифры, 45-50 Вт на канал, что соответствует максимальной мощности. Правилом хорошего тона, часто «остающимся за кадром», выступает сразу определить на слух или по специальным приборам, при каком положении ручки регулировки громкости в головном устройстве начинаются искажения – и в дальнейшем никогда не превышать этот уровень громкости. У большинства головных устройств этот уровень соответствует 50-75% от максимального значения шкалы регулировки громкости. Если в аудиосистеме есть внешний усилитель мощности (любой, без исключения), то это правило обращения с ручкой регулировки громкости становится обязательным к исполнению.

Неаккуратное обращение со схемами коррекции звучания

В головных устройствах, многих усилителях мощности и всех внешних аудиопроцессорах есть те или иные возможности настройки тембра звучания с помощью регулятора тембра, эквалайзера, схемы подъема баса и т.д. Такие возможности очень полезны для автомобильной аудиосистемы, помогая получить наиболее ровное звучание с учетом особенностей динамиков, их мест расположения (часто далеко неоптимальных) и акустических характеристик салона автомобиля, а также в соответствии с личными предпочтениями. Однако схемы коррекции требуют очень аккуратного обращения и не предназначены для повышения общей громкости звучания! Всегда полезно помнить несложное правило: изменение уровня сигнала на 3 дБ эквивалентно изменению с тем же знаком мощности в 2 раза. Соответственно, увеличение уровня сигнала на +12 дБ (часто встречаемая граница регулировки для схемы подъема баса и др. функций) означает прирост мощности на выбранной основной частоте или частотном регистре в 16 раз! Столь высокая мощность может оказаться далеко за пределами возможностей как динамиков, так и усилителя, что приведет к неминуемой перегрузке с сильной вероятностью повреждения аудиокомпонентов.

Особенности сабвуферов в корпусе с фазоинвертором

Акустическое оформление для сабвуферного НЧ-динамика типа «корпус с фазоинвертором» исключительно популярно, принося выигрыш в отдаче на самых низких частотах. Для всех сабвуферов в корпусе с ФИ рекомендуется использовать усилитель, оснащенный фильтром инфразвуковых частот (ФИНЧ, subsonic), для отсечения слишком низких, не участвующих в формировании музыкального представления частот. Например, ФИНЧ с фиксированной настройкой на частоту 25 Гц, отсекает от музыкального сигнала частоты ниже этого значения, а его работа ничуть не отразится на воспроизведении абсолютного большинства музыкальных композиций. Необходимо помнить, что одной из принципиальных особенностей работы сабвуфера в корпусе с ФИ выступает резкое увеличение амплитуды колебаний диффузора при снижении частоты ниже определенного значения. Если амплитуда колебаний диффузора превышает конструктивные возможности динамика – он выйдет из строя. Использование ФИНЧ эффективно защищает динамик от такого опасного явления. ФИНЧ есть в оснащении большинства сабвуферных (или универсальных) моноблоков, в аудиопроцессорах, а также часто встречается в специализированных басовых каналах многоканальных усилителей.

фазоинвертор сабвуфер корпус

 

Ошибки инсталляции

Грамотно выполненная инсталляция покупных аудиокомпонентов в автомобиль имеет решающее значение в обеспечении безопасности аудиосистемы и автомобиля в целом. Это касается множества аспектов: выбора мест размещения компонентов, организации их подключения друг к другу, прокладки силовых, межблочных и акустических кабелей и т.д. При неквалифицированной инсталляции в лучшем случае страдает итоговое качество звучания. Но часто ситуация оказывается драматически хуже, с выходом аудиокомпонентов из строя, а то и опасностью возгорания. Кроме того, необходимо уделять внимание высокому качеству любого из компонентов аудиосистемы. Например, низкокачественный внешний усилитель мощности может иметь плохо реализованные схемы защиты от перегрузки, что приводит к появлению опасных для динамиков значений аудиосигнала в казалось бы, вполне безобидных ситуациях. Распространенным «попутчиком» неграмотных инсталляций выступает эффект громкого «хлопка» при включении или выключении аудиосистемы. Это не только неприятно на слух, но очень вредно для динамиков, а вызвано либо ошибками коммутации, либо особенностями схемотехники низкокачественного усилителя мощности. Возможный перечень таких дефектов можно продолжать до бесконечности.

автозвук инсталляция установка

Аудиосистемы повышенной мощности

Влияние любого из вышеперечисленных факторов стремительно возрастает, если строится аудиосистема повышенной мощности для громкого звучания. Современный ассортимент АС, сабвуферов и усилителей позволяет создавать аудиосистемы, сохраняющие исключительно высокое качество звучания на очень большой громкости – но только при условии строжайшего соблюдения всех правил изначального согласования компонентов по их характеристикам, последующей установки и настройки. То, что в аудиосистеме средней мощности приведет к некоторым погрешностям в качестве звучания, в аудиосистеме повышенной мощности скорее всего приведет к выходу компонентов из строя.

автозвукавтозвук фазоинвертор автозвук хэиртрик

Тэгитеория автозвукаКлипGainSubsonicнастройка усилителяусилительсабвуферполомкиклиппингпревышение хода

Похожие статьи Другое от этого автора

  • MTX JackHammer — Thunder 9922
    Аппаратура

    MTX JackHammer — Thunder 9922

    28.10.2008
    Автор Nastradamus
  • Kicker-SoloX
    Аппаратура

    Сабвуфер Kicker SoloX S18X1

    06.11.2008
    Автор Nastradamus
  • Параметры сабвуфера
    Теория Автозвука

    Автомобильные сабвуферы — основные параметры

    05.03.2012
    Автор Nastradamus
  • Автозвук Сабвуфер
    Аппаратура

    Автозвук в Деталях — Введение

    14.04.2016
    Автор Nastradamus
  • Порт фазоинвертора
    Теория Автозвука

    Порт фазоинвертора

    11.10.2008
    Автор Nastradamus
  • Секреты СПЛ
    Теория Автозвука

    СПЛ — Выжимаем максимум (Часть первая)

    16.06.2008
    Автор Nastradamus

Комментарии:

Комментарии закрыты.

РЕКОМЕНДУЕМ

  • Первый в России HairsTrick
    Соревнования

    Первый в России HairTrick

  • IASCA Соревнования по Автозвуку
    Соревнования

    Финал IASCA 2009 — Фото отчет и результаты ONLINE

  • RASCA Соревнования по Автозвуку
    Соревнования

    Автозвук 2011 — RASCA Открытие

Вход

Welcome, Sign in / Join to the forum

Login

Welcome! Login in to your account
Войти через Вконтакте
Lost your password?

Lost Password

Back to login

РАЗДЕЛЫ

  • Новости
  • Аппаратура
  • Инсталляции
  • Теория Автозвука
  • Чертежи Коробов
  • Соревнования
  • Автозвук своими руками
  • Тесты
  • О Клубе

СОРВНОВАНИЯ

  • 01.05.2015

    Соревнования по Автозвуку 2015

  • 01.05.2014

    Соревнования по Автозвуку 2014

  • 25.07.2012

    Новосибирск: Назло Рекордам

  • 12.06.2012

    Автозвук 2012 — АМТ Открытие Сезона

  • 19.07.2011

    RASCA в Ижевске

  • 04.06.2011

    Автозвук 2011 — RASCA Открытие

  • 27.05.2011

    Новосибирск — Соревнования по Автозвуку 2011

  • 25.05.2011

    AMT Russian Challenge 2011 — Открытие

  • 10.07.2010

    Соревнования по автозвуку 2010 — IASCA Омск

  • 25.06.2010

    IASCA — Чемпионат России по Автозвуку

БасКлуб в Социальных Сетях

О БАСКЛУБЕ

Добро пожаловать в сообщество любителей и энтузиастов автомобильного звука. Целью нашего сообщества является формирование культуры Автозвука, а также объединение единомышленников для обмена опытом и знаниями.

Тэги

40ah (1) 160дб (1) AGM (2) ddz (4) EMMA (2) Gain (1) Hertz Audio (1) IASCA (13) Kicker (1) Kicker SoloX (1) LTO (1) MTX JackHammer (1) Prado (10) RASCA (3) Soundqubed (1) SPL (3) STP (1) Stradivari (1) Subsonic (1) Team BassClub (9) Yinlong (1) АМТ (4) Азы СПЛ (2) Аккумулятор (3) Волчанский (4) История Автозвука (2) Клип (1) Соревнования (29) Тест Титаната (1) Тим Стадивари (1) Тим Страдивари (2) Титанат (1) ЧВ (3) автозвук бои без правил (8) дбдраг (3) клиппинг (1) настройка усилителя (1) параметры сабвуфера (2) поломки (1) превышение хода (1) резонансная частота (2) сабвуфер (5) теория автозвука (1) усилитель (1) четвертьволновик (2)
© 2008-2021 BassClub.ru™ Сообщество Энтузиастов Автозвука.