Что такое чувствительность динамика ?
Из всех характеристик динамиков и акустических систем понятие «чувствительность», пожалуй, самое интересное и привлекательное (в этом оно соперничает с характеристикой мощности). Так и хочется, чтобы это понятие имело прямую зависимость к качеству динамика, т.е. чем больше этот параметр, тем лучше звучит динамик. Ведь, акустическая система — это устройство для воспроизведения музыки, а ее качество, зачастую определяется только субъективным образом, и чувствительность — от слова чувствовать, хорошо чувствующий, подсознательно, сливается со словом качество. Однако, мы знаем, что это так и не так. Прежде всего, это понятие — чисто техническое, отражающее КПД динамика. Согласно ГОСТ 16122-78 характеристическая чувствительность АС — отношение среднего звукового давления, развиваемого АС в заданном диапазоне частот (обычно 100… 8000 Гц) на рабочей оси, приведенное к расстоянию 1 м и подводимой электрической мощности 1 Вт. Конечно, если мы имеем динамик с более высокой чувствительностью, то подводя 1 Вт мы получим большее звуковое давление, чем от динамика с низкой чувствительностью, меньше нелинейных искажений и, наверно, более высокое качество звучания. Однако, стоит задуматься как получена эта чувствительность?
Мы имеем несколько способов легального (реального) и нелегального (маркетингового) способов повышения чувствительности.
Реальные способы борьбы за чувствительность
Акустические системы с большим количеством динамиков
При подключении нескольких динамиков (акустических систем) параллельно (последовательно) возрастает уровень громкости (растет и мощность). Применяется, для систем озвучивания и в связи с неодинаковостью характеристик широкополосных динамиков качество звучания остается низким. Часто способ используется в акустических системах, где применяется 2 или более низкочастотных динамиков на один высокочастотный. В этом случае основная проблема — особенности характеристики направленности такой системы.
Повышение чувствительности систем с одним динамиком
Динамик, акустическая система является электро-механо-акустическим преобразователем и, как следствие, есть возможность повышать КПД системы на каждом из этапов этого преобразования.
Коэффициент электро-механической связи (BL) динамика
Первый этап — электро-механическое преобразование. Для этого введен коэффициент «BL». Он зависит от «B»- индукции в зазоре и «L» — длинны проводников в этом зазоре (или то количество проводников, на которых действует магнитное поле). «B» можно увеличивать повышая объем и силу магнитов, уменьшая магнитный зазор как по высоте, так и по ширине. «L» — увеличивая диаметр катушки и кол-во витков по высоте в зазоре. Если увеличивать значение «BL», без изменения прочих характеристик динамика то будет расти чувствительность в области выше основного резонанса динамика, а низкочастотные возможности останутся без изменений.
Масса подвижной системы
При уменьшении массы подвижной системы мы можем создавать давление больше, чем с большей массой. Это улучшает в импульсные и переходных характеристики, но понижает прочность (мощность), жесткость (могут повышаться нелинейные искажения) и потребует применения новых материалов и технологий. Получение низких частот, особенно глубоких требует больших усилий.
Площадь излучения
Увеличение площади диффузора ведет к возрастанию уровня чувствительности, но возникают проблемы с воспроизведением высоких частот и прочностью конструкции.
Акустическая трансформация – рупор
Этот способ позволяет получить низкие частоты от небольшого и легкого динамика за счет согласования его с окружающей средой. Требует очень больших усилий в плане строительства корпусов. Самый грамотный, но и самый дорогостоящий способ.
Качественно спроектированные акустические системы с реально высокой чувствительностью используют четыре последние способа, а иногда и первый. Как показано, это требуют траты больших средств, повышения себестоимости системы и увеличения ее габаритов, однако, можно поступить проще.
Нелегальный способ повышения чувствительности
Напомним, что чувствительность измеряют на оси, на расстоянии 1 метр при подведении 1 Вт мощности. Как получить этот 1 Вт? Для этого надо определиться с номинальным сопротивлением. Оно выбирается из ряда 2, 4, (6), 8, 16, 25 и 50 Ом. Так как динамик представляет собой комплексное сопротивление со сложной зависимостью модуля полного электрического сопротивления от частоты, определение этого сопротивления подчиняется закону. Например, это записано в ГОСТ 9010-84 «Измеренное минимальное значение модуля полного электрического сопротивления в диапазоне, лежащем выше частоты основного резонанса, не должно отличаться от номинального электрического сопротивления более чем на минус 20%». Таким образом, значение модуля полного электрического сопротивления 4-х омной системы не может быть меньше 3.2 Ома, а 8-ми омной — 6.4 Ома и т.д. Тогда, согласно закона Ома для измерения динамика с номинальным сопротивлением 4 Ома мы должны подвести к нему 2 Вольта (корень из 4), 8 Ом — 2.82В, а для 16 Ом — 4 В.
В западных описаниях и паспортах часто встречается графа «чувствительность», с характеристикой 1м/2.8В, в сочетании с «сопротивлением», например, 6 Ом. При измерении оказывается, что минимальное сопротивление такого изделия 3.4 Ома. Значит система оказывается реально 4 Омная, а мы подаем на нее 2 Вт (По закону Ома 2.8В2/4=2Вт) и получаем прирост чувствительности 3 дБ. Дополнительно к этому, частотная характеристика, особенно динамиков в отдельности имеет области провалов и подъемов, что позволяет зафиксировать чувствительность именно в области этого подъема. Не говоря уже о возможности простой приписки. В результате мы легко получаем прирост значения чувствительности 4-8 дБ. Проведение измерения акустических систем западных производителей, в том числе и именитых, к сожалению, показал, что данная практика является обычной и применяется, за редким исключением, повсеместно.
Для чего это делается?
Все дело в низких частотах, т.к. уровень низких частот при указании частотного диапазона в паспорте и при прослушивании отсчитывается именно от среднего уровня звукового давления — чувствительности. Следовательно, системы с реальной низкой чувствительностью имеют выигрыш в количестве и глубине низких частот. А получить при определенном размере динамиков и акустических систем глубокие низкие частоты и высокую чувствительность очень непросто. Ведь нельзя же в паспорте написать чувствительность 80дБ, ее же никто не купит! Значительно проще написать нормальный уровень чувствительности и при прослушивании предоставить клиенту могучий басс.
Данный текст написан не для того, чтобы обвинить кого-то в фальсификации, а для того чтобы предоставить потребителю более полную информацию.
Комментарии:
6 comments
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Понятно, написано простым языком!!! У меня на р-ке 87Db !!
Ребята!!! Меня интересует вот такой вопрос, какая разница между такими параметрами акустических систем как, чувствительность (в db) и уровень звукового давления (в db)? И каждый из этих параметров присутствует как самостоятельный в описании акустической системы. И еще один вопрос, какой фирме акустических систем(концертного звука) вы отдаете больше предпочтения? Заранее спасибо за ответ.
относительно динамика — это давление созданное при подведении к нему 1 вт, получили давление к примеру 90 дб. а на соревнованиях уровень давления складывается из многих составляющих системы и к димамуку подводим не 1 вт. в общем разницы никакой.
В описании АС чувствительность это чувствительность, а давление — максимальное шумовое давление, развивемое АС, измерянное на определенном растояни в определенных эталонных условиях.
Насчет BL я бы добавил еще и то, что при увеличении BL-фактора понижается добротность, соответственно изменяются требования к акустическому оформлению.
Собственно неправильно рассматривать отдельно ни один из четырех основных параметров динамика, потому что они находятся в очень тесной связи друг с другом.
Вес так же точно влияет на добротность, но что еще печальнее — на резонансную частоту. Площадь — так же точно связана с добротностью.
То есть если собрать все эти способы повышения чувствительности (BL, площадь, вес, жесткость) то мы получим что то типа 600ГДН, насколько я понял из общения с теми, кто реально пробовал использовать этот динамик в СПЛ — очень неоднозначный результат, именно из за сложностей, связаных с использованием такого динамика.
За все надо платить, например за BL неизбежно прицдется платить либо тепловой мощьностью, либо ходом. Исправить это можно либо очень грамнотно спроектированой акустической нагрузкой, либо применением дорогостоящих «живучих» материалов для катушки, чтобы обеспечить возможность пропускать через тонкий провод огромную мощьность без риска его перегорания… и так во всем, и поэтому создание динамика это не погоня за каками то впечетляющими значениями показателей а поиск оптимального баланса между ними.
Очень важная вещь, о которой не сказано в этой статье — жесткость подвески. Жесткость напрямую определяет Vas динамика (при фиксированой площади) чем выше жесткость (чем меньше Vas динамика) тем больше мощьности ухотит в тепло. Причем это не какое то гипотоетическое тепло, это вполне реальное тепло, которое можно «пощупать» заставив колебаться любой «резиновый» динамик с большой амплитудой, а потом потрогав эту самую резину.
Но жесткость это то же не панацея, потому что жесткость тоже связана с добротностью )))
как всегда отличный, познавательный комментарий от Дэнладена
очень интересное наблюдение: измеряли реальную мощьность усилителя денон, на подключенных колонках варфадал, нч динамики в колонках с легкими кевларовыми (читай тряпочными) диффузорами и очень мягким подвесом, на максимальной мощьности, но синусе 100Гц ход сравнительно небольшой, в пределах 8мм, однако интересный факт — через пару секунд оба динамика, причем не синхронно, а как им вздумается, плавно выпячиваются вперед, как выпячиваются диффузоры, если на динамик подать постоянный ток, сначала думали усилитель умерает, но постоянки на выходе нет никакой, сигнал идеальный, просто из за того, что диффузор динамика болтается как тряпка под действием каких то случайных перекосов, или из за разного аэродинамического сопротивления при движении вперед и назад колебания диффузора как бы выходят из баланса. Одна колонка выпячивалась всегда намного раньше другой, у динамика в ней наощупь подвес был мягче 😉
Явление это начинает проявлять себя с определенного порога мощьности, когда упругость подвеса уже не может сдерживать колебания диффузора «в русле».
Самой логичной причиной наблюдаемого перекоса мне видится ассиметричная аэродинамика, избежать этой проблемы при использовании мягких динамиков должен помочь изобарик лицом к лицу… вот такие мысли о жесткости.
кстати мощьность денона оказалась 120 ватт в канал, ровно столько, сколько заявлено в паспорте 8)