Что такое Гелевая АКБ
И так, вы задумались о покупке гелевого АКБ. Но вас все еще терзают сомнения, стоит ли его покупать? Чем он отличается от обычной акб? Какие преимущества у гелевого АКБ перед обычными? Данный материал поможет вам разобраться с этими вопросы.
На данный момент среди специальных «звуковых» аккумуляторов наиболее широкое распространение получили герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы (VRLA), которые изготавливаются по двум технологиям. Первая — Gelled Electrolite (GEL), так называемые гелевые аккумуляторы, электролит в которых имеет гелеобразное состояние благодаря добавлению в него соединений кремния. Вторая, наиболее распространенная технология — Absorptive Glass Mat (AGM), на основе которой реализованы АКБ «Optima», благодаря чему они обладают выдающимися электрическими параметрами. В данном случае путем применения пористого заполнителя-сепаратора из стекловолокна, пропитанного электролитом, добиваются его безжидкостного состояния. Давайте попробуем поэтапно разобраться в отличиях данной продукции от обычных свинцово-кислотных АКБ.
Активной массой положительного электрода обычной автомобильной батареи служит двуокись свинца, отрицательного — чистый свинец, а электролитом — водный раствор серной кислоты. При разряде батареи активные массы преобразуются в сульфат свинца. Кислота активно расходуется и выделяются молекулы воды. При заряде происходит обратный процесс. Решетки электродов, удерживающие активную массу, уже давно легируют 5,5-6,5% сурьмы и 0,1-0,2% мышьяка. Добавки улучшают технологичность литья, повышают твердость и коррозионную стойкость электродов. В то же время сурьма способствует повышенному расходу воды и снижению ЭДС батареи в процессе эксплуатации. Дальнейшее развитие привело к снижению доли сурьмы до 2,5% и менее. Обслуживание малосурьмяных аккумуляторов стало менее хлопотным, увеличился срок их службы. Затем из отрицательных пластин сурьму вытеснил кальций. «Гибридные» АКБ стали требовать долива еще реже. Применение кальция в положительных пластинах привело к появлению батарей, теоретически не требующих долива на протяжении всего срока эксплуатации. Однако они выходят из строя от глубоких разрядов. Чтобы повысить стойкость, в свинцово-кальциевый сплав положительных пластин стали добавлять серебро.
Гелевые аккумуляторы появились с началом освоения космоса. Гель, получающийся в результате добавления в серную кислоту двуокиси кремния, позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри пор в массе геля. Таким батареям нет равных по стойкости к глубоким разрядам, они намного долговечнее традиционных. Но распространения у автомобилистов гелевые аккумуляторы не получили по причине очень высоких требований к бортовому электрооборудованию и из-за резкого падения пускового тока на холоде.
Наиболее современная технология — AGM (Absorptive Glass Mat) — вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах сепаратора из ультратонких стеклянных волокон. Такая конструкция позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. AGM-батареи нечувствительны к колебаниям температуры, очень стойки к глубоким разрядам, долговечны, виброустойчивы и могут работать хоть лежа на боку, но боятся перезаряда. По технологии AGM в настоящее время производятся как батареи с плоскими электродами, так и со спиральными. У последних лучшие характеристики токоотдачи и меньшее внутреннее сопротивление из-за большей рабочей поверхности пластин при тех же внешних габаритах батареи.
Для гелевых аккумуляторов глубокий разряд является практически штатным режимом работы. Происходит это благодаря тому, что электролит как бы «связан», и разряд аккумулятора не сопровождается его выпариванием с последующим окислением пластин, как это случается с традиционными АКБ. Поэтому при глубоком разряде (падение напряжения до 10,5 В) срок службы AGM-батареи гарантированно составит 400 циклов перезаряда. А если не доводить до крайностей, то количество циклов может увеличиться еще в десять раз. И это, согласитесь, впечатляет, учитывая тот факт, что для обычных свинцово-кислотных аккумуляторов данный параметр не превышает десятков циклов, а на практике и того меньше.
Еще один очень важный плюс гелевых АКБ — это герметичность. Благодаря работе без выделения паров электролита батарею можно размещать в салоне автомобиля, в непосредственной близости от усилителей, не заботясь о его положении, так как в аккумуляторах такого типа попросту нечему расплескиваться. Благодаря этому свойству мы избавляемся от падения напряжения на длинных питающих проводах. Вследствие этого обстоятельства, а также с учетом чрезвычайно малого внутреннего сопротивления (3–4 мОм) необходимость использования конденсатора большой емкости тоже становится не актуальной. Сделать параметры скорости отдачи тока (это самый важный фактор, на который влияет внутреннее сопротивление) аккумуляторов почти такими же, как у конденсаторов, удается благодаря использованию плотно упакованных пластин-электродов, выполненных из высокочистых свинцовых материалов.
Ознакомившись с перечисленными характеристиками, приходим к выводу, что применением гелевого аккумулятора в качестве звукового можно, как говорится, убить даже не двух, а как минимум трех зайцев. Тот факт, что есть возможность избавить штатный аккумулятор от очень «тяжелой» аудионагрузки, уже значительно сокращает возможность возникновения непредвиденного разряда. Помимо этого, одновременно значительно улучшается энергообеспечение аудиотракта, а его компоновка упрощается.
Комментарии:
10 comments
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
В общем как оказывается то что мы называем ГЕЛЕВАЯ АКБ на самом деле таковой и не является. В оптиме геля нет! Там жидкая кислота. Хотя ГЕЛЕВАЯ АКБ — звучит круто. Видимо поэтому и привязалось это название к акб выполненным по технологии AGM.
Про внутреннее сопротивление есть подробности? сколько у обычных кислотных акб типа «тюмень» ? Скажу про компьютерные UPS батарейки скажем на 12а.ч сопротивление внутреннее заявлено 12 мОм.(пик ток 180А в течении 5сек обещают с просадкой)….. стоит 20$ как альтернатива «кондёру»(стоит 100$)…
В статью добавить про перезаряд при 15 вольт кипит люой акб поэтому «гель» не спасает а долить нельзя-> смерть.
К сожалению про внутреннее сопротивление подробностей нет.
Про перезаряд:
Батареи, которые мы назваем гелевыми, на самом деле таковыми не являются. Никакого геля в Optimе и в помине нет. Там обычный электролит. Другое дело, что изготовлены они по AGM-технологии и являются недоливаемые и герметичные. А вообще, аккумуляторы с гелем внутри можно применять лишь там, где бортовая электрика позволяет очень точно поддерживать режим заряда. Куда там, на отечественных автомобилях даже с исправным реле-регулятором напряжение «гуляет» с 13 до 16 вольт! Да и на большинстве иномарок немногим лучше. А уж если реле-регулятор из строя выйдет, то гелевый аккумулятор можно сразу выбрасывать. Не зря же на нем написано: напряжение заряда не более 14,4 В. Если больше, то гель тает как холодец в тепле и обратно уже не восстанавливается. И вот еще что: у настоящих гелевых батарей, конечно, может быть огромный ток, но только летом. Гель и так вязкий, а на морозе он совсем застывает. В результате характеристики падают наполовину и больше.
Что же касается AGM-батарей, то они не такие капризные, но тоже требуют внимания к состоянию генератора и реле-регулятора. Дело в том, что в аккумуляторах этого типа конструктивно очень мало электролита, и если он выкипит — что делать? Доливать-то некуда?
Но так и выкипать ему ведь то же некуда 8)
да нет, есть куда 🙂
у них сверху есть вент отверстия, когда заряд подходит к концу, акб начинает шипеть. выходит газ через эти отверстия.
Ну раз что то из него выходит, значит и запихнуть внутрь можно)))) картриджи для струйных принтеров то же теоретически незаправляемые 😉
А в статье написано что он герметичный 8) вероятно это работает как клапан избыточного давления и сделано это для безопасности, то есть чтобы не бабахнуло.
А ведь чтобы действительно сохранить содержимое в полностью герметичной упаковке можно этот «сапун» заменить механическим устройством, которое будет при повышении давления прекращать самостоятельно прекращать заряд. То есть снабдить АКБ дополнительной плюсовой зарядной клеммой, которая будет соединяться с плюсом АКБ через этот прерыватель (или через два: механический и токовый).
С такой встроенной «защитой от дураков» акумулятору жилось бы хорошо даже в машине с неисправной системой зарядки.
неплохая идея, кстати говоря.
Почитал эту статью и начинают меня брать сомнения во всех этих тестах. Буквально на днях читал статью тоже по тестам аккумов. В итоге Бош силвер — га*но полное. Не прошел большинство тестов. А тесты проводила какая то серьезная контора. По поводу гелевой оптимы на 55 ампер хочу сказать что дешевле и проще купить 75 аккум, который по характеристикам будет таким же. Я например купил себе Варту Силвер Динамик, 74 амер/час, ток холодной прокрутки 750, стоимость у нас в Казахстане если брать в рублях то 3100 рублей. По поводу тока Оптимы 55 везде идут большие разнногласия. Если память не изменяет то на офицальном сайте было 695. В общем цифры прыгают от 695 до 765. Конечно для 55-го аккума это хорошо, но зачем платить больше (прошу учесть что Варта Силвер Динамик 74 амперная по габаритам помещается практически во всех «немцев», я в своей ауди заметил штатный 45 амперный аккум на нее)? Конечно если взять 75 Оптиму это буит жесть…но сколько она стоит…я лучше 3 Варты Сильвер возьму и отдача будет больше! И главное проблемой гелевых аккумов является требовательность к заряду от гены… недай бог пойдет перезаряд и ппц… А «типа» ее огромный плюс по поводу глубоких разрядов-зарядов по идее в жизни НЕ нужен. Ведь на замере вы не разряжаете свой аккум как и в повседневной жизни. Разве что вы пропустите момент когда у вас генератор перестанет давать зарядку. И опять же даже если Ваш новый аккум (не оптима) умрет, то смело можно купить новый, и у вас даже останутся деньги . А тем кому очень надо мнооого тока порекомендовал бы просто купить ДВА аккума, которые в итоге полюбому дадут БОЛЬШЕ тока чем одна Оптима 55 амперная.
З.Ы. Я не являюсь продавцом каких либо марок аккумов. Это все мое лично ИМХО подстегнутое здравым смыслом.
как правило все смотрят на такие параметры как емкость АКБ и ток разряда. это впринципе правильно, но многие упускают ооочень важный параметр этой самой АКБ — скорость отдачи заряда. Эта скорость зависит от внутреннего сопротивления АКБ, чем меньше сопротивление АКБ, тем эта скорость выше. Собственно по этому параметру гелевые АКБ убегают от всех остальных далекооооо вперед.