Команда Страдивари — Громко, очень Громко
Продолжаем нашу постоянную рубрику Автозвук Своими Руками на страницах Бас Клуба, сегодня у нас в гостях, не побоюсь этого слова, Легендарная команда Stradivari. Уселись поудобнее, начинаем. Для многих автомобиль — это просто средство перемещения собственного тела из пункта А в пункт Б. Двенашка-купе, о которой пойдет речь, не совсем из этой оперы, в данном случае это «снаряд», начиненный многокиловаттными усилителями и сабвуферами, способный содрогнуть землю ураганным басом. Невинное увлечение погонять с музыкой в свое время превратилось из небольших тусовок в целые автозвуковые соревновательные движения, собирающие огромное количество людей. Причем не только участников этих соревнований, но и зрителей. Действительно, почему бы не выяснить, у кого играет громче и лучше? И раз уж на топошло, то шоу-кары на таких мероприятиях оказываются как раз к месту. «Снаряд» команды Stradivari — один из таких. Форум по автозвуку Бас Клуба.
ДВЕ ГРАНИ ОДНОЙ АУДИОСИСТЕМЫ
Будем справедливы, это не только шоу-кар, это еще и участник состязаний по звуковому давлению, так что у автомобиля, как оказалось, предназначение двойное. Почему я заострил на этом внимание? На самом деле, создать полноценную аудиосистему, которая бы показывала высокие «давильные» результаты и хорошо «пела», практически невозможно. Причина проста. По правилам большинства соревновательных форматов замеры звукового давления производятся на низких частотах, так что основной инструмент получения хороших результатов — это сабвуфер и сабвуферный усилитель, все остальное становится второстепенным. Ну и о какой, позвольте спросить, музыке тут может идти речь, если саб будет откровенно перекрикивать все остальное? К тому же и сам сабвуфер обычно рассчитывается таким образом, чтобы получить наибольшую отдачу только на одной частоте. Тут физика простая: сужаем рабочий диапазон частот — получаем в нем более высокую отдачу. В общем, в подобных машинах слушать музыку становится занятием бессмысленным и беспощадным сплошной гудеж на одной единственной частоте. Тут кстати, легко провести аналогию с дрифтовыми, дрэговыми, кольцевыми и прочими узкоспециализированными автомобилями, которые строятся под одну-единственную задачу, так что ездить на них каждый день как-то становится не комильфо.
То же самое можно сказать и об автомобилях, которые готовятся для соревнований по звуковому давлению. Аудиосистемы в них создается уже не для наслаждения музыкой, а для получения высоких «давильных» результатов. Так в чем же уникальность автомобиля команды Stradivari? В первую очередь в том, что он не только «дует» своими сабвуферами под 160 дБ, но и легко может озвучить любое масштабное мероприятие, собирающее не одну тысячу человек. Он может не просто гудеть на одной частоте как большинство SPL-ных машин, а играть действительно громко, четко и чисто во всем звуковом диапазоне. Каким же образом этого удалось достичь?
Самое главное — это выбор подходящих компонентов. Нужные нашлись под брендом Hertz. Во-первых, это грандиозные усилители MP 15К Unlimited, пытающиеся всей своей выходной мощностью в 15 киловатт !!! порвать в клочки четыре 15-дюймовых сабвуфера. Во вторых, это спаренная… нет, строенная…, а если повнимательнее посчитать, то счетверенная фронтальная акустика, которая отлично вписалась в эту громкую и зрелищную инсталляцию. Но для шоу-кара подход должен быть несколько другим, нежели при построении аудиосистем исключительно для внутреннего пользования, то есть позволяющих получить хороший звук только внутри машины. Этой аудиосистеме предстояло работать не на салон автомобиля, а озвучивать всю округу.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА
Обычно мы привыкли, что основная акустика в хорошей аудиосистеме должна быть установлена впереди и формировать звуковую сцену. Здесь же подход такой: формирование не звуковой сцены внутри салона, а звукового поля вокруг машины. Поэтому самым логичным местом для установки акустики стали двери (ведь работать такой аудиосистеме приходится в основном именно с открытыми дверями). Твитеры нашли свое место не где-нибудь на стойках лобового стекла или на панели, а внизу, рядышком с сиденьями. Высокочастотное звено собрано из четырех пар твитеров Hertz серии SPL Show, которые отличаются чертовски высокой чувствительностью и способностью переварить высокую входную мощность. Привычная инсталляция мидбасовых динамиков в дверях в этой машине переросла в целый массив из динамиков Hertz серии High-Energy, под который дверную панель, естественно, пришлось изготовить заново.
Сабвуферы — отдельная тема в этом автомобиле. Четыре 15-дюймовых динамика Hertz SPL Monster установлены в корпусе, который получил название open air. Нет это не то, что вы подумали, open air — это не только туса на открытом воздухе, это еще и тип акустического оформления (хотя для этой машины, как вы понимаете, актуальны оба смысла). Суть его примерно в следующем. Если вы посмотрите на корпус фазоинверторного типа, то он обычно выглядит как ящик с портом в виде трубы, в некоторых конструкциях применяют щелевой порт, таже самая труба, но прямоугольного сечения. В фазике большое значение имеет сечение этого порта и для хорошей отдачи саба оно не должно быть слишком маленьким. Увеличивая это сечение, в один прекрасный момент становится уже непонятно, где же собственно кончается корпус и начинается порт, в грубом приближении примерно так и получается этот самый open air.
Рассчитать его привычными методами невозможно, но у Stradivari на этот счет уже есть кое какие наработки, так что к изготовлению приступили со знанием дела, ну а дальше оставалась уже более точная подгонка и настройка. Собственно, понятие корпус тут как видите довольно условное. Это не какая-нибудь там коробка, которую изготовили и поставили в автомобиль. В этой «двенашке» корпус строился прямо на месте и по сути, сам кузов стал его частью. Да и физика распространения низкочастотных звуков уже немного другая: обычно сабы качают на обьем салона, а здесь такое происходит только во время замера звукового давления. В музыкальном же режиме обьем салона становится как бы еще одной резонансной камерой, из которой бас выходит наружу через открытые двери. Если вы поинтересуетесь принципом работы акустического оформления типа бандпасс, то получается не что схожее. Только сабвуфером в этом случае становится весь кузов автомобиля целиком. В общем, этот автомобиль полностью оправдывает свой шоу-имидж. Его можно увидеть на многих соревнованиях по звуковому давлению с которых он без призов еще ни разу не уезжал. Громкий, действительно очень громкий.
Welcome to SPL!
Денис Вихляев:
Поддержка спонсоров уровня «Чернов Аудио», бесспорно очень важна, а на определенном этапе, когда спортсмены собирают все российские кубки и планируют выходить на мировой уровень, без нее и вовсе не обойтись. Но при этом не нужно создавать себе надуманные барьеры в голове и считать, что обычному человеку проникнуть в элитарный круг «монстров» автозвукового спорта невозможно. Да, глядя на машины лидеров соревнований, на глянцевые обложки журналов о тюнинге и звуке, многие тоскливо вопрошают — ну, где они, а где мы…? Но все это ерунда: наша команда и есть тот самый классический пример дерзких новичков, которые, как в пресловутой американской мечте, добрались от чистильщиков ботинок до миллионеров! С отечественным автомобилем, с аудиосистемой, собранной для собственного удовольствия и без феноменальных затрат, мы просто пришли в первый раз на соревнования и всех порвали! Ну, пусть не всех, но с нашим третьим местом в 2007 г мы оказались на пьедестале плечом к плечу с теми самыми «монстрами», автозвуковыми небожителями!
Виталий Давыдыч:
А как вам «Москвич 2141», на котором мы поставили рекорд России 2009 г и заняли 16-е место в мировом рейтинге SPL-щиков?! Полностью за свой счет, без услуг инсталляторов-профи! Сейчас пнуть отечественный автопром — святое дело в любой беседе, но мы (о, чудо!) совершенно нормально относимся к российским машинам, и все кубки собрали именно с их помощью. Выигрывает не марка автомобиля, а азарт и увлеченность спортсмена!Еще к вопросу финансовой доступности/недоступности спорта — все работы по подготовке автомобиля мы проводим только своими руками. Электротехническая квалификация, столярная, слесарная, отделочная, малярная — все осваивается по ходу дела. Ночами сидим в гараже и делаем машину. Если человек хочет по-настоящему — он своего добьется! 16-е место в мире — незаурядный результат. Как правило, все машины-лидеры спонсируются авторитетными брендами производителей автозвуковых компонентов, постройка этих автомобилей обходится в сотни тысячи долларов. И тут мы, с бюджетом в 20 000 долларов, берем и пробиваемся в первую двадцатку!
Не робейте и вливайтесь в ряды «суровых российских SPL-щиков» — как знать, быть может, именно вы когда-нибудь подвинете нас на пьедестале!