Серебристые красавцы
В общем, увлечение автозвуком возникло одновременно с покупкой первой машины, вазовской 99-й модели. И, как у многих, всё началось с двух «блинов» в задней полке и 13-сантиметровых коаксиалов в дверях. Потом то ли в Интернете, то ли в журналах, точно не помню, наткнулся на рецепты улучшения звука своими силами. И работа пошла. Пищалки покинули «блины» и заняли передние стойки, появился простенький кросс для выделения низких частот, но катастрофически не хватало мощных низов. «Блины» в усиленной полке басили хорошо, но хотелось чего-то большего. На первом месте было звуковое давление, и я решил купить саб Hertz HBX-30 с двухканальником Calcell BST 250.2. На тот момент это был предел моих финансовых возможностей. Результат оказался близким к предельным возможностям моих ушей, и такой баланс сохранялся приблизительно 4 года. Время от времени я порывался что-то поменять или улучшить, но старая машина совсем не вдохновляла. И вот, наконец, появился TLC Prado, 99 года выпуска, серебристый красавец со штатной бумажной акустикой. Попытался я туда поставить и усилитель, и саб, но былого шевеления волос как не бывало. Ну что же, надо было браться за выбор компонентов новой системы.
ВЫБОР
Начать решил снизу, то есть с саба. Связываться с готовыми больше не хотелось, так как их мощные модели обычно идут в оформлении бандпасс, который на большой громкости просто гудит. За 4 года мне это порядком надоело, и мечталось о чём-то более музыкальном. Требования к сабу были простыми — мощный ураганный бас на запредельной громкости. Моя машина должна быть самой громкой, в разумных пределах, конечно, хотя Solo X и головки больше 15 дюймов я считал экстримом. И уже в то время начали закрадываться мысли о том, что с достаточно мощной системой можно будет поучаствовать в соревнованиях. Выбирал долго, пока не остановился на «Кикере» S15L7 (2 + 2). Почему именно он? Уж очень понравился внешне: необычные углы, фирменный гриль, это уже Серебристый Красавец с двух больших букв, взгляд оторвать не мог, настолько он меня заворожил. Ну, это было внешнее впечатление, а что же с характеристиками? А тут ещё лучше: два варианта включения, на 1 и 4 Ом, 1 кВт мощности, народ на соревнованиях подаёт на него все 3 и без всяких последствий, опять же площадь диффузора больше, чем у круглого на 15 дюймов. К тому же «Кикер» у нас в Сибири большая редкость, а значит, у меня будет настоящий эксклюзив. Так и вышло — ни в Новосибе (57 участников), ни в Красноярске (107 участников) на соревнованиях ЕММА «Кикера» не было ни у кого. После того как посмотрел рейтинги SPL-клуба — а там «Кикер» очень часто на первых местах мелькал, — для себя точно решил, что буду сражаться. И даже объём сабвуферного ящика меня не отпугнул, так он мне понравился. Поскольку для повседневной езды я собирался включать саб на 4 Ом, а единичку оставить для соревнований, то под такой расклад и выбирался моноблок. Единственным из тех, который выдавал на 4 Ом 700 Вт честной мощности, оказался импульсный Oris Armada AD-2000, подробно описанный в «АЗ» №2/2005. Я взял на заметку ещё один плюс «Ориса» — регулируемый сабсоник, вещь необходимую, поскольку собирался делать фазоинвертор. Опять же дистанционный регулятор баса, ну и 2 кВт на 1-омной нагрузке, для соревнований самое оно. Фронтальный усилок решил пока оставить прежний, старый двухканальник «Калсель», тем более что он давал по 150 Вт на канал, а для фронтальной акустики это за глаза. Акустику я выбирал заочно, долго блуждая в звуковых форумах и читая обзоры, и опытные люди подтвердили, что двухкомпонентка DLS R6A LE — это один из лучших вариантов для моих музыкальных предпочтений. Низкочастотные динамики очень басовитые и отлично отыгрывают панч, к тому же в комплекте LE идут хорошие пищалки UR-1. Когда всё было куплено и лежало в коробках, соревнования оказались уже на самом носу. Практического опыта в изготовлении подиумов из стеклопластика, монтажа твитеров в стойки, обтяжки винилом у меня не было никакого, и я решил всё поставить в штатные места. Сначала послушаем, как это всё заиграет, а уже потом можно будет экспериментировать с разными подиумами, углами и т.д. Плюс ко всему установка в штатные места, без переделки салона, могла принести максимальный балл за «сток». С сабом я тоже решил недолго собираться и просто взять все размеры для корпуса из документов к динамику, то есть то, что рекомендовал производитель. Мне это показалось более надежным. Хотя и говорят, что часто цифры производителя — ерунда, нужно всё считать самому, я заметил по результатам тестов: у «Кикера» существенных отклонений не бывает. Да и как считать, если опыта в этом деле никакого, и в случае грубой ошибки могло вообще ничего не получиться. В работу пошёл средний вариант ФИ 128 л плюс щелевой порт около 12 л, что в итоге дало все 140 л. Забегая вперёд, скажу, что саб заиграл сразу, без каких-либо дополнительных переделок, а уж с моим старым бандпассом даже не сравнить.
ФРОНТ
Установка мидбаса и твитеров получилась достаточно стандартная, без изысков. Для НЧ-динамиков были взяты 40-миллиметровые кольца, толщина которых позволяла без помех опускать боковые стёкла. Восемь шурупов держат кольцо на двери, а четыре — крепят динамик к кольцу, все стыки промазаны герметиком. В итоге получилась жесткая, полностью герметичная конструкция, без каких-либо посторонних призвуков. Чтобы исключить уход звука под обшивку двери, динамик вместе с фанерной проставкой был обклеен сплэном, а затем битопластом. В итоге между корзиной и обшивкой получился своебразный мини-тоннель.
После удаления штатных твитеров из панели приборов выяснилось, что необходимо изготовить новое крепление. Корпуса DLS UR1 довольно большие и никак не хотели умещаться. Потом я приспособил небольшие фанерные проставки, и всё встало на свои места, в буквальном смысле. Потом это место накрылось штатной решёточкой, и уже ничто не выдавало наличие новых твитеров.
ГОЛОВА
Головное устройство оставил штатным, поскольку в комплекте идёт двухдиновая модель и делать какую то рамку под обычную «голову» мне не понравилось — это привело бы к изменению дизайна центральной консоли не в лучшую сторону, тем более в штатной голове имелась навигация, телевизор и симпатичная моторизированная панель.
Поскольку японский телевизор работает в системе NTSC, пришлось установить адаптер TVR-05, тем более что его делают у нас, в Новосибирске. У адаптера есть дополнительный видеовход, к которому я уже успел подключить камеру заднего обзора. Всё работает как часы, картинка зеркальная, а сигнал управления заведён с задних фонарей. После видео я занялся звуком и вывел линейные выходы для усилителей. Велосипед изобретать не стал, поискал в Интернете, как это делают другие, и на сайте «Блюзмобиля» нашел схемку с небольшим описанием. Один вечер с паяльником, и теперь линейные выходы у меня есть. Все оказалось достаточно просто и сразу заработало без какой-либо дополнительной настройки.
УСИЛИТЕЛИ
Сначала была идея сделать фальшпанель вдоль заднего крыла, обтянуть её винилом и уже туда спрятать оба усилителя. Но, как обычно, из-за цейтнота перед соревнованиями оба блока оказались на задней стенке саба. Как говорится, дёшево и сердито.
ШУМКА
Опыт шумоизоляции уже имелся, ведь пришлось полностью заглушить свою предыдущую машину. И реальный опыт, который я приобрёл, очень помог при работе с «Крузером». Железо у японцев очень тонкое, поэтому большие площади (крыша, задние крылья, задняя дверь) заклеивал двумя слоями вибропласта М2, а поверх клеил сплэн. Так как у сплэна закрытая структура, он является отличным звуко- и теплоизолятором. Как-то зимой я снял пластиковую обшивку заднего крыла и был шокирован, увидев толстый слой изморози на голом металле кузова. Так что оклейка внутренних поверхностей сплэном обсуждению не подвергалась, да и зимой салон машины будет остывать меньше, морозы в Новосибирске бывают хорошие. Внешняя и внутренняя часть двери заклеена слоем вибропласта, чтобы исключить даже намёк на вибрацию, а на большие технологические окна пошло целых три слоя. Щели вокруг проводки были залиты силиконовым герметиком, а тяга дверного замка пропущена сквозь трубочку, которая не даёт ей приклеиваться к вибропласту и сплэну. После шумки двери получились очень тяжелые, прямо как у броневика. Первоначально заднюю дверь я не обрабатывал, но после установки саба понял, что это просто необходимо. Поскольку играл прямо назад, её просто раздувало, и всё, что могло шевелиться, шевелилось и дребезжало. Сейчас дверь уже тихая, только задний дворник подпрыгивает, но, поскольку в такт с передними, меня это не смущает.
СТРОИМ САБВУФЕР
Именно строим, по-другому этот процесс описать невозможно. А всему виной 30-миллиметровая фанера, нелегко её обрабатывать, чтобы все детали идеально подходили друг к другу. Сначала я вообще хотел взять 36 или 40 мм, но, прикинув массу ящика и процесс его погрузки в машину, остановился на «тридцатке», хотя в звуковых форумах и в «Алкоме» сошлись на том, что разумный минимум для моего Серебристого Красавца будет 25 мм. На всё про всё хватило листа 1,5 х 1,5 м, MDF брать не стал, потому что получалось дороже.
Разметил, электролобзик в руки — и вперед к распилу. Вышло довольно ровно, но всё-таки в некоторых местах идеального прилегания я не получил. Ситуацию немного поправила шлифовальная машинка, которой удалось добиться щелей не более 1 — 2 мм. Ну да ладно, это не страшно, силиконовый герметик и жидкие гвозди их заполнят.
Первая примерка показала, что собранный ящик получился больше, чем я его себе представлял. Стенки скреплены жидкими гвоздями для дерева и шурупами длиной 70 мм, а шов загерметизирован силиконовым герметиком. Дальше настал черед отверстия под динамик, с этим особых сложностей не было — 20 минут фигурной резки, и отверстие под «Солобарик» готово. С учётом запланированной соревновательной деятельности крепление саба выполнено на болтах 70 мм и гайках, залитых эпоксидкой в специальных лунках с внутренней стороны.
Все виденные мною чашки с клеммами для подключения кабелей выглядели довольно хило, поэтому в стенке саба сделано не отверстие, а углубление, куда утоплена чашка. Каждая катушка выведена на свою пару клемм, что позволяет, не разбирая саб, менять коммутацию с обычной на «спортивную». Отверстия, через которые внутрь выведены провода, заделаны силиконовым герметиком и залиты эпоксидкой.
В последнюю очередь я поставил стенку фазоинвертора. На случай, если вдруг понадобится поменять частоту настройки саба, решил обойтись без жидких гвоздей, только герметик и шурупы длиной 60 мм. Ящик получился тяжеловат, поэтому, предварительно сняв динамик, грузили его в машину вдвоём с напарником.
СОРЕВНОВАНИЯ
К соревнованиям в своём городе, Новосибирске, я, как ни старался, не успел и поэтому сосредоточился на следующем спортивном этапе, уже в Красноярске, до которого, как ни крути, целых 800 км. На призовые места не рассчитывал, просто хотелось пообщаться с людьми, увлекающимися автозвуком, и посмотреть, что умеют делать в Красноярске — слышал, что там автозвук развит намного лучше, чем в Новосибе.
Конечно же, было очень интересно, на что способны оба моих Серебристых Красавца, ведь от работы одного из них (сабвуфера) у второго (машины) видимым глазу образом раздувались задние крылья, чуть ли не выскакивали задние форточки и вовсю скакали дворники на лобовом стекле. Всё это время в глубине души были опасения, что результат будет не очень по сравнению с конкурентами, почти все машины в моем классе по размеру салона были как вазовская «девятка». А у меня — большой салон, с массой утечек, в котором создать высокое давление непросто, а по правилам моя единственная «пятнашка» попадала в категорию «Четыре сабвуфера».
Приличную часть баса «травили» задние вентиляционные отверстия. Горя желанием их заглушить, я снял пластиковую обшивку с задних стоек, но увидел, что добраться до них или заделать вентиляцию невозможно. Точнее, возможно, но для этого надо было вырезать часть стоек. В общем, плюнул я на эту вентиляцию и собрал все обратно, будь что будет.
Скажу сразу, динамик я не насиловал, и можно было ещё добавить чувствительность на усилке, выкрутить на четверть басбуст и поднять бас на головном устройстве. Просто не хотелось на первых же соревнованиях спалить своего любимца. Выступал я по счету примерно десятым и позвал на сцену двух помощников подержать задние форточки. И вот первый замер с закрытыми дверями, адреналин кипит, сердце колотится — на словах состояние не передать. Сколько же покажет мой «Солобарик»? Музыка остановлена, ведущий подходит к судье за результатом, небольшая пауза (сердце у меня чуть не выскочило) и произносит: «Мальчики (пауза), девочки (пауза) — 136,6!» Этой фразы я, конечно же, не помню, в тот момент меня просто захлестнула буря эмоций, только дома, смотря видеозапись, фразу ведущего я выучил наизусть.
На тот момент это был максимальный результат. С открытыми дверями «Солобарик» надул 134,0 дБ, и по сумме результатов моя машина стала абсолютным лидером, пускай ненадолго, но всё же. Честно говоря, мне тогда большего и не требовалось, я был горд за своих Красавцев, оба меня не подвели, а мои силы и старания не пропали зря. Как итог — 3-е место. Восторгу зрителей не было предела, когда они разглядывали «Солобарик» в моем багажнике, ведь «Кикер», да ещё такой, был только у меня одного!
ПЛАНЫ
В дальнейшем планирую установить второе головное устройство, наверное, что-нибудь из «Алпайнов» или «Пионеров» последних линеек, в низу центральной консоли как раз есть местечко. Штатную «голову» буду использовать только как телевизор. Потом нужно будет облагородить багажник, сделать там фальшпанели для усилителей. Неплохо было бы провести шумоизоляцию в 3 — 4 слоя вибропласта. Собираюсь наконец-то измерить параметры динамика, он теперь у меня размялся, рассчитать и, может быть, переделать корпус для саба. Если за зиму не пройдет соревновательный запал, который ещё не выветрился после красноярского этапа, то, возможно, обзаведусь двумя 12-дюймовыми Solo X, чтобы на равных выступать с главными конкурентами на двух SPL’ных пятитысячных «Пионерах». Так что планов масса, мои Красавцы не соскучатся.
Комментарии:
4 comments
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
удачи в последующих соревнованиях!!!
Молодец! Отличная статья/отзыв 😉
Поздравляю!!! Желаю много побед!!!
Что значит не пройдет запал??? А как же мы??? Давай вместе строить!!! ))) И это администратор Не, Алексей ))) Так держать!!! Надо увеличивать количество участников на иногородних соревнованиях!!