Распространение НЧ волн в салоне автомобиля
Давайте освежим в памяти наши теоретические познания, сегодня вспомним каким же образом происходит распространение НЧ волн в салоне автомобиля. Стоит отметить, что это достаточно важный момент я бы сказал ключевой, поэтому необходимо четко представлять как это происходит. Итак, что происходит, когда в салоне реального автомобиля тяжко трудится громкоговоритель? На средних частотах длина звуковой волны, излучаемая им, меньше даже самого малого линейного размера салона (как правило, высоты). Акустические волны, излучаемые громкоговорителем, распространяются внутри салона, как бегущая волна, отражаются от границ замкнутого пространства, возвращаются в излучателю, в общем — происходит веселая круговерть волн.
На каких-то частотах волны становятся стоячими (это когда размер салона оказывается кратным длине волны), там возникают узлы и пучности звукового давления, но речь сейчас не о них. С понижением частоты приближается момент, когда даже половина длины волны излучаемого сигнала оказывается больше, чем самый протяженный размер салона (обычно, сами понимаете, длина). Вот этот момент и называется границей компрессионной зоны, в которой акустический отклик меняется радикально. Смотрите: пока частота относительно высока, колебания воздуха, создаваемые динамиком, распространяются в виде волн. В одной точке — область повышенного давления, чуть поодаль, на расстоянии в полволны — пониженного. А когда частота настолько низкая (а длина волны настолько велика), что вдоль всей машины помещается меньше полволны, никто уже никуда не бежит.
Создаваемое динамиком переменное давление меняется во всем пространстве салона синфазно: везде в сторону повышения или везде в сторону понижения, как будто динамик это насос, периодически накачивающий или, наоборот, откачивающий воздух из салона. Когда волна бегает туда-сюда, ведущую роль в формировании звукового давления играет колебательная скорость диффузора, а в пределах компрессионной зоны главным фактором становится амплитуда колебаний диффузора. А вот она с понижением частоты растет, что видел каждый, кто хоть раз смотрел на диффузор динамика «в деле».
Комментарии:
18 comments
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
А просто линк на автозвук нельзя было дать 🙄
статья хорошая, но есть очень важные нюансы, которые неосвещены в данной статье, но которые часто очень большое влияние на работу сабвуфера оказывают…
да есть эта статья целиком у нас в разделе «Статьи».
этот материал на мой взгляд, самое полезное в этой статье, выжимка так сказать.
для этого и создан этот ресурс, чтобы не отправлять людей за статьей — туда, за фотками — сюда и т.д.
пришел и посмотрел все что тебе надо в одном месте.
именно для того чтобы собрать ВСЕ в одном месте, люди которые потдерживают этот сайт, тратят свое время и силы.
по поводу важных ньюансов, ну так осветил бы, если не сложно.
я вот как раз думаю о том, чтобы упаковать это покомпактнее и наверное на почту отправлю… когда будет время (или просто когда припрет)))
мы тут пробовали экспериментировать, слушали сабвуфер в ваз 21102 на разных частотах начиная от 10 до 80 гц, сабвуфер в зя, не прибавляя басс буста (пытаясь добиться одинакового уровня давления на всех частотах), ставим на воспроизведение к примеру 43 гц ставим сабвуфер динамиком к лобовому стеклу на расстоянии 2м(четверть волны), т. е. старемся добиться чтобы максимальная амплитуда бегущей волны была как раз у лобового стекла, и берем к примеру частоту 30 гц и на тех же 2м от лобового стекла, подставляем ухо рядом с лобовым стеклом, изнутри конечно:), ставим 43гц, слушаем, ставим 30 гц, слушаем, по теории на частоте 43 гц должно быть громче, а в реальности громче на 30 гц, значит волны в салоне автомобиля ведут себя совсем иначе, не по теории как говориться!
хе-хе, ровно год назад я занимался абсолютно такими же опытами и пришел к абсолютно таким же результатам 🙂 только у меня был датчик и я мог наблюдать реальные цифры. после этого много думал, читал, размышлял. некоторые моменты и сейчас объяснить не могу 🙁
скинь мне свое мыло через контакт, будет время кое что вышлю.
Вышли и мне плз заодно :). Такую инфу очень интересно почитать!
Если взять мой инсталл: то
Если сравнивать переднее и задние места, то получаетсо что спереди басс давит на уши сильнее чем сзади, но вот почки с печенью сзади отбивает неподеццки.
ну конечно спереди будет давить больше, потому что амплитуда звуковой волны на низкой частоте больше у переднего сидения чем у заднего!
это почему так?
как звуковая волна определяет где передние сидения а где задние 🙂
теорией как это объяснить?
да запросто!
к примеру частота звука 40гц, рисуем синус на плоскости
2
+ | +
1 | +
+ | | +
+___|____|_______+_________________________________
| | | + +
| | | + +
| | | + + |
| | | + + |
| | | + |
| | | |
{__________8.5 м______________________} длина волны на 40 гц
| |
{___2м____}—это уровень звука на переднем сидении!
|
{_1м_}—а это уровень звука на заднем сидении!
берем расстояние от богажного отсека(т.е. от саба)до переднего сидения-примерно 2 метра, а до заднего-примерно 1 метр
смотрим на график,там где обозначено цифрой 1 уровень звука на заднем сидении, где цифрой 2 уровень звука на переднем сидении, сразу видно что амплитуда звуковой волны на переднем сидении (2) намного выше чем на заднем(1), из этого можно и делать выводы…)))
первый раз график не распознался!
………2……………………………….
……+..|..+…………………………….
….1….|….+…………………………..
..+.|….|……+…………………………
+___|____|_______+_________________________________
|…|….|………+……………..+………
|…|….|………..+………….+………..
|…|….|………….+………+…|………
|…|….|……………+…..+…..|………
|…|….|………………+……..|………
|…|….|………………………|………
{__________8.5 м_____________________} длина волны на 40 гц
|…|
{___2м___}—это уровень звука на переднем сидении!
|
{_1м_}—а это уровень звука на заднем сидении!
берем расстояние от богажного отсека(т.е. от саба)до переднего сидения-примерно 2 метра, а до заднего-примерно 1 метр
смотрим на график,там где обозначено цифрой 1 уровень звука на заднем сидении, где цифрой 2 уровень звука на переднем сидении, сразу видно что амплитуда звуковой волны на переднем сидении (2) намного выше чем на заднем(1), из этого можно и делать выводы…)))
да и сейчас не получился блин!
когда в коментарии выкладываешь шрифт видимо меняется 🙁
nastradamys ты же все и так знаешь зачем глупые вопросы задаешь! 🙂
Ты лучше картинку с графиком в инет куда нибудь выложи.