Что такое Опэн Эир (Open Air) ?
Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет акустическое оформление типа – Open Air. Не путать с free air, означающим акустический экран. Оформление типа free air получилось бы, если бы сабвуфер был врезан в стенку, отделяющую кабину от грузового отсека, стенка была бы герметичной, а все, что за ней — наплевать какое, лишь бы не было акустического короткого замыкания между передней и задней стороной диффузора. То, что при этом получилось бы, — схематично показано на рисунке. Однако такой тип акустического оформления — редкость в SPL-машинах. Если сделать объем за диффузором замкнутым, в виде жесткого ящика с объемом, сравнимым с эквивалентным объемом динамика, получится классический закрытый ящик. Для музыки это лучший тип оформления, а для SPL — нет. Гораздо эффективнее фазоинвертор.
Сделали фазик, все по правилам, вот динамик, вот выход тоннеля, настроенного на нужную частоту. Теперь посмотрим, что произойдет, если начать увеличивать объем ящика при сохранении частоты настройки. Тоннель будет нужен все короче и короче, причем если увеличить его сечение (обычно это приводит к возрастанию длины и доставляет головную боль создателям музыкальных систем), то все равно рано или поздно окажется, что длина его сравнима с расстоянием до динамика. Так рождается корпус типа Open Air, где тоннель фазоинвертора — часть внутреннего пространства корпуса, с огромным (и потому способствующим эффективности фазоинвертора) поперечным сечением.
Для «большей лучшести» в таких корпусах сглаживают резкие переходы, так что получается как бы гигантский волновод от тыльной стороны диффузора к передней стенке. Главная проблема, связанная с таким типом оформления, — это совершенная невозможность его расчета. Все существующие методики и модели предполагают тоннель фазоинвертора по размерам на порядок или два меньше объема корпуса, а здесь непонятно, где заканчивается объем ящика и где начинается тоннель.
по материалам журнала Автозвук
Комментарии:
14 comments
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Krasivo, a glavnoe ponytno opisano. Molodcy!
но это оформление подходит ведь только для очень больших и мощных динов, а для любительского дела всетаки лучше подходит фазоинвентор!!! 😉
очень интересны конкретные примеры боевых частот опэнэйрных давилок и тип кузова…
интьересны для того чтобы сопоставить частоту и габариты
Тоесть, если увиличить объем ящека, то порт будет короче.
Раз порт короче значит можно будет увиличить площадь порта.
Правельно?
совершенно верно
Это хорошо, значит моему очередному ящику предстоит 6 перерождение.
Ох незавидую я твоему ящику! 🙂 Интересно, если бы он мог говорить чтобы он сказал??? 😀
Вопрос такой, надо ли делать фазоинверторы для фри эйра? Врезан в полку в классику. Создается такое впечатление, что воздуху там (в багажнике) тесно.
нет, не надо, на то он и фри-аир.
Nastradamus обьясни почему такой тип акустического оформления — редкость в SPL-машинах. И чем фазоинвертор эффективнее фри-аира.
а кто сказал, что редкость. посмотри буржуйские установки в классах экстрим — большинство из них это опэн аир. просто у нас в россии мало кто делает машины в класс экстрим, дорого это. для примера анапская ока — опэн аир.
«чем фазоинвертор эффективнее фри-аира» все зависит от конкретно взятого случая и машины. где то опэн-аир лучше, где то фазик. могу конечно ошибаться, но мое мнение, что опэн аир делается, когда в машине планируют стенку, либо в багажнике седана, наглухо отделяя салон от этого самого багажника.
ну и расчету все это дело мало потдается, необходимо на месте все подгонять. Пока подгонишь, переделаешь ящик раз 10-15, а это время, силы, деньги на материал. многие просто ленятся этим заниматься или у них нет времени, возможности — бокса хорошего например. вот и делают, что попроще — фазик.